§ 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов

Их характерным признаком является материальное выражение: По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные портфельные инвестиции. В зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные,которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями МБРР, МВФ, ЕБРР и др. Объектом правового регулирования международного частного права являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием. На сегодняшний день наиболее действенным механизмом защиты иностранных инвестиций является страхование. В сентябре г. Основная идея Конвенции — предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерских рисков путем страхования инвестиций. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу капитал и другие платежи для вывоза их из страны. Экспроприация или аналогичные меры. Под эти действия не подпадают решения судебных органов, а также общеприменительные органы недискриминационногого характера меры, связанные с налогообложением, соблюдением природоохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т.

Лекция 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Многосторонние договоры, действующие в сфере регулирования инвестиций, классифицируются на региональные и универсальные. К последним относятся Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в г. Сеульская конвенция , и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в г.

договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций; — договоры в области договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Попытки создать универсальные многосторонние соглашения об инвестициях предпринимались неоднократно, но в силу различных, преимущественно политических, причин не заканчивались успехом. Ни один из этих инструментов так и не увидел свет, несмотря на серьезную работу, проведенную по их разработке. Теперь проекты этих документов представляют лишь доктринальный интерес.

Большинство попыток создания многостороннего механизма защиты иностранных инвесторов берут свое начало с созданного частной группой экспертов под руководством Германа Абса и лорда Хартли Шоукросса в году проекта Конвенции о зарубежных инвестициях[49] [50]. Не получивший широкой правительственной поддержки проект конвенции стал образцом для дальнейших усилий по разработке многосторонних конвенций об иностранных инвестициях. Проект Абса-Шоукросса включает в себя как нормы, устанавливающие непосредственно гарантии прав иностранных инвесторов, так и положения, регулирующие порядок разрешения инвестиционных споров.

Список гарантий для инвесторов весьма традиционен. Первая статья конвенции содержит гарантию равного и справедливого отношения к собственности иностранного инвестора. Конвенция также предусматривала порядок разрешения инвестиционных споров посредством арбитража , а в случае отсутствия соглашения между сторонами - через международный суд ООН. Жесткость формулировок стала главной причиной провала проекта Абса-Шоукросса[51] [52].

Правовой режим иностранных инвестиций - Лекции на тему – Международное частное право

Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к участию субъектов Федерации в правовом регулировании иностранных инвестиций. Особое внимание уделяется проблемам разграничения сферы ведения федерального центра и субъектов регионов. Для России как государства с федеративным устройством и значительными межрегиональными экономическими различиями несомненный интерес представляет опыт правового регулирования иностранных инвестиций в странах, для которых также характерна широкая законодательная и административная автономия субъектов.

В мировой практике используются следующие способы обеспечения гарантий и защиты интересов инвесторов: В российской практике защиты интересов инвесторов применяются все эти инструменты, за исключением норм соответствующих многосторонних договоров по инвестиционным вопросам, так как Россия пока участвует в них лишь в незначительной степени. Конституция РФ разделяет сферы ведения федерального центра и субъектов Федерации регионов.

Правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их По кругу участников такие международные договоры можно разделить на.

Беря под свою опеку своего подданного и прибегая к дипломатическим средствам или международным судебным процедурам, государство такими действиями защищает свои собственные права: Обычные нормы международного права и в современном мире продолжают играть значительную роль в регулировании инвестиционных отношений. Так, при толковании терминов международных договоров Венская конвенция о праве международных договоров г. Как будет показано далее в настоящей диссертации, вопросы применения обычных норм международного [30] [31] [32] [33] права нередко становятся предметом дискуссии при разрешении международных инвестиционных споров.

Несмотря на то, что изначально в основе международно-правового регулирования иностранных инвестиций лежали обычные нормы международного права, в настоящее время режим иностранных капиталовложений формируется преимущественно конвенционными нормами. Составными частями этой системы являются: Национальное право также играет важную роль. По данному вопросу в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в г.

Так, нормы национального права, касающиеся личного закона юридического лица, выступающего в качестве стороны в споре с государством, могут определить юрисдикцию суда в конкретном деле. Другие отрасли национального права права страны происхождения инвестора или права принимающего государства также могут быть применимы при разрешении споров. В частности, это касается правового регулирования имущественных, коммерческих, трудовых и налоговых[36] [37] [38] отношений, вопросов недропользования и 37 т.

Размышляя о принципах, лежащих в основе правового регулирования иностранных инвестиций, В. Лисица наряду с прочими принципами выделяет принцип подчинения иностранного инвестора праву принимающего государства. В свою очередь, И.

Международно-правовые договоры о защите иностранного инвестора (Хлестова И.О.)

Утвердить прилагаемый Регламент заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций. Установить, что при проведении за пределами Российской Федерации переговоров о заключении международных договоров по вопросам поощрения и защиты инвестиций расходы на командирование представителей федеральных органов исполнительной власти в составе делегаций, возглавляемых представителем Министерства экономического развития Российской Федерации, производятся за счет средств этих федеральных органов исполнительной власти.

Настоящий Регламент определяет особенности проведения переговоров и заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций. Переговоры о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций проводятся в соответствии с планом переговоров, ежегодно утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом предложений Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Международные договоры в сфере иностранных инвестиций как основное вопросам правового регулирования инвестиционной деятельности.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук 3 Актуальность темы исследования. Распад единого хозяйственного комплекса, разрушение прежней системы экономических связей поставили перед странами СНГ ряд острых и сложных проблем, связанных как с обеспечением экономической независимости, так и определением своего места в изменившейся геополитической структуре мира. Пятилетний поиск приватных способов реализации новой экономической стратегии своих стран, интеграционные устремления за пределы пост советского пространства не привели к повышению эффективности производства, улучшению социально-экономической ситуации ни в одной из стран СНГ.

Ожидавшегося потока бескорыстной помощи из-за рубежа не наблюдается, инвестиции в большинстве стран падают, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же производственные мощности используются далеко не на полную мощность. Для поиска конструктивных проблем страны СНГ стараются искать пути выхода из тяжелой ситуации и, понимая, что в одиночку не решить такие проблемы, встречаются на различных уровнях, совещаниях и конференциях.

Придавая стратегическое значение развитию экономических взаимосвязей стран - членов СНГ, в целях дальнейшего углубления в них интеграционных процессов в рамках Содружества, участники данной конференции пришли к согласию об осуществлении координации усилий в различных направлениях. Проблемы международно-правового регулирования иностранных инвестиций решаются не только на основе договоров о защите иностранных инвестиций и на основе договоров об избежании двойного налогообложения, но и на основе соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, а также на основе общих международных конвенций и соглашений.

Анализ и изучение международных договоров и конвенции по правовому регулированию иностранных инвестиций, исследование многих теоре- 4 тических проблем, связанных с ним, а также прослеживание тенденции развития законодательства по важнейшим вопросам регулирования инвестиционных отношений, как на международном, так и национальном уровнях предопределяет актуальность темы диссертационного исследования.

Лекция 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ Статья Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов 1. Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Место национальных норм прямого действия в системе правового регулирования иностранных инвестиций Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович 2.

заключать международные договоры, по вопросам поощрения и и предсказуемых условий для иностранных инвесторов в России.

В условиях глобализации мировой экономики темпы оста прямых иностранных инвестиций опережают международно-правовое регулирование инвестиционной деятельности. В международных договорах на универсальном, региональном и билатеральном уровне определяется международно-правовой режим иностранных инвестиций. Объективная реализация инвестиционных отношений на национальном уровне означает, то нормы национального права также являются источниками регулирования иностранных инвестиций.

Соответственно, целом национальные и международные нормы составляют нормативную основу международно-правового режима иностранных инвестиций. Сложность решения проблем международно-правового регулирования инвестиционной деятельности обусловлена разными подходами определению международно-правового режима, который формировался в течение всего двадцатого века и тесно связан с доктриной и практикой международного права, включая осуществление государствами-реципиентами суверенных прав над своими природными ресурсами.

Развитие правового регулирования инвестиционной деятельности во многом зависит от уяснения международно-правового режима иностранных инвестиций и его реализации в практической деятельности субъектов инвестиционной деятельности. Двусторонние международные договоры в сфере иностранных инвестиций являются основным правовым средством обеспечения международно-правового режима инвестиционной деятельности.

В этой связи в условиях глобализации, трансформирующей международно-правовой режим иностранных инвестиций, актуализируется необходимость исследования правоприменительной практики использования двусторонних инвестиционных договоров ДИД. В связи с тем, что ДИДы заключаются на основании типовых соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в современных условиях необходимо обратиться исследованию типовых соглашений, а также изучить возможность изменения содержания типовых соглашений и ДИДов для сбалансирования международно-правового регулирования отношений субъектов инвестиционной деятельности.

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

При регулировании иностранных инвестиций применялись правила международных торговых договоров, и первоначально формой регулирования межгосударственных отношений в области иностранного инвестирования выступали двусторонние соглашения о торговле, мореплавании, о концессиях и т. Например, Китай заключил серию двусторонних договоров с такими государствами, как Великобритания г. Начиная с середины в.

Можно выделить два основных направления в двустороннем регулировании инвестиционных отношений, сложившихся в г.

Двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций рассматриваются как международные договоры Союза ССР, в том числе по вопросам.

Не редки случаи, когда для решения масштабной задачи недостаточно денежных средств внутри одной страны и необходимы международные инвестиции. Движение мировых финансов основано на неизменности международного капитала, которая определяется различным уровнем материальных средств в странах мира, сложившимися историческими условиями, степенью развития производственно-хозяйственных и рыночных отношений. В общем понимании международные иностранные инвестиции - это финансовые вложения при условии взаимодействия представителей различных мировых государств.

Классификация мирового движения финансов осуществляется по следующим основным признакам: Источники получения капитала; Период размещения капитала; Целевая направленность финансирования. В зависимости от вышеперечисленных признаков инвестирование может быть представлено в нескольких формах, о которых пойдет речь в данной статье. Можно выделить следующие преимущества инвестиций международного характера: Какие различают виды иностранных инвестиций Иностранные инвестиции в международном частном праве классифицируются по наиболее важным факторам: Частные — международные инвестиции частных субъектов, размещенных за пределами государства; Государственные — финансы, инвестируемые по распоряжению государственных органов; Смешанные — смешанные инвестиции с присутствием частного и государственного капитала.

Реальные — вложение финансовых средств в длительные проекты, связанные с закупкой оборудования в других странах; Нематериальные — приобретение лицензий, прав и иных активов нематериального характера; Финансовые — инвестиции в акции, ценные бумаги и др. Прямые — наиболее популярный вид иностранных инвестиций, предусматривающих целевое размещение финансов и систематический контроль проекта со стороны инвестора; Портфельные — вид иностранных инвестиций, когда происходит приобретение части акций с целью получения дивидендов; Прочие — включают широкий перечень инвестиций иностранного характера, в том числе и размещение финансов на банковских счетах, предоставление кредитов и т.

Ссудные — финансовые ресурсы передаются на условии займа для получения дохода в виде процентов; Предпринимательские — финансовые ресурсы направляются в качестве иностранных инвестиций для получения дивидендов от прибыли. Все формы иностранных инвестиций в свою очередь можно разделить на 2 категории: Финансовые — иностранные инвестиции включающие финансовые ресурсы и ценные бумаги.

Международные инвестиции

Правовое регулирование иностранных инвестиций В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений. Определенное регулирующее воздействие на эти отношения оказывают также нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частными иностранными инвесторами со странами — реципиентами капитала.

В развитых странах с рыночной экономикой, в большинстве развивающихся государств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранным инвестициям действует принцип национального режима. Он получил поддержку и на международном уровне. Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору:

Многосторонние международные договоры в области инвестиций типа .. правовой регламентации вопросов иностранного инвестирования в.

Это постоянно действующая межправительственная международная организация, созданная 15 июня года Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Государства-участники СНГ, заключая данную Конвенцию, преследовали цель создать общее инвестиционное пространство. Конвенция года имеет более широкую сферу действия, чем Ашгабатское соглашение: Государства СНГ активно используют механизмы защиты иностранных инвестиций, предложенные данными договорами.

Двусторонними инвестиционными договорами регулируется традиционный перечень вопросов: Исключение составляет законодательство Республики Беларусь. Для законодательства государств-участников СНГ характерна дифференциация иностранных инвестиций. Согласно законодательству Украины инвестиционные споры дифференцированы.

Международно-правовые механизмы урегулирования инвестиционных споров. Вашингтонская конвенция года является наиболее значимым источником международно-правового регулирования, устанавливающим порядок разрешения инвестиционных споров. МЦУИС осуществляет две основные процедуры урегулирования инвестиционных споров:

2 Принципы международных коммерческих договоров